курсовая управление дебиторской задоложенностью1

Предмет: финансы
 
19-01-2016, 09:11
Содержание работы:
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

6

1.1. Дебиторская задолженность и причины ее возникновения

6

1.2. Политика управления дебиторской задолженностью

9

1.3. Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации

21

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

28

2.1. Общая характеристика анализируемого предприятия

28

2.2. Анализ дебиторской задолженности предприятия и оценка системы управления дебиторской задолженностью используемой на предприятии

35

2.3. Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью

42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

52

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Все хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики заинтересованы в стабильном функционировании, с минимизацией издержек и максимизацией прибыли. Для этого необходима выстроенная, обоснованная и эффективная система управления. Системный подход позволяет повысить организованность и качество управляемых объектов.

Важной составляющей управления является политики управления задолженностью. Несомненно, дебиторская задолженность отрицательно влияет на структуру баланса и состояние предприятия, ухудшает его платежеспособность. С ростом дебиторской задолженности увеличивается и кредиторская задолженность. Поэтому необходимо принять меры, позволяющие ее уменьшить.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств, а также снижает риск дефицита денежных средств.

Выработка совершенного механизма управления задолженностью является актуальной проблемой в настоящее время, так как оптимальное формирование и регулирование объема задолженности способствует поддержанию оптимального уровня ликвидности. Таким образом, важной проблемой является формирование эффективной политики в области управления дебиторской.

Целью настоящей работы является исследование процесса управления дебиторской задолженности на предприятии, что поможет оценить эффективность существующей системы управления в этой области и предложить комплекс мероприятий по совершенствованию данного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты формирования и погашения дебиторской задолженности на предприятии;

- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

- провести анализ эффективности управления дебиторской задолженностью на конкретном экономическом субъекте;

разработать мероприятия по улучшению управления дебиторской задолженностью предприятия.

Объектом исследования данной работы является дебиторская задолженность ОАО швейная фабрика "Рабочая марка".

Предмет исследования - процесс управления дебиторской задолженностью на данном предприятии.

Теоретическую и научно-методологическую основу работы составляют работы ученых и экспертов в области управления и экономического анализа, основные их выводы и положения, нормативно – правовые акты Российского законодательства, периодические издания, интернет-ресурсы, а также бухгалтерская отчетность исследуемого объекта.

В работе будут использованы следующие основные методы исследования:

системный подход, ориентированный на изучение дебиторской задолженности, как в целом, так и составляющих ее элементов, в их единстве и взаимосвязи;

экспертно-аналитический метод, основывающийся на оценке предмета исследования и собственных оценок для выработки направлений совершенствования управления дебиторской задолженностью;

методы экономического анализа, прежде всего объекта исследования, позволяющего оценить эффективность управления дебиторской задолженностью и выработать предложения по его оптимизации.

Практическая значимость работы заключается в том, что аналитика поставленной проблемы и сделанные на основании ее изученности предложения могут быть применены предприятием на практике для построения оптимального процесса управления дебиторской задолженностью.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью как одного из самого востребованного видов  ресурсов предприятия является актуальной задачей менеджмента, ориентированного  на повышение рентабельности и развитие бизнеса. В рамках данной работы проведен анализ теоретических аспектов управления дебиторской задолженностью и рассмотрена существующая на ОАО швейная фабрика "Рабочая марка" система управления данным видом активов. 

В работе дана общая характеристика исследуемому предприятию - ОАО Швейная фабрика «Рабочая марка», а также проведен анализ его финансового состояния. 

За период 2009 – 2011  гг.. фабрика наращивала объемы производства, так в сопоставимых ценах за 2011 г. объем производства увеличился на 17,1%. При этом необходимо отметить и рост оптовых цен на продукцию промышленности собственного производства -  в 2011 г. составил 30,6%. Такой рост объемов производства и рост цен на отпускаемую продукцию позволили в первые за рассматриваемый период выйти предприятию на безубыточный уровень в 2011 г.

Однако в целом показатели рентабельности активов и продукции остаются ниже средних по данной сфере экономики. Но в целом, фабрика имеет хорошие перспективы выйти на новый уровень окупаемости в ближайшее время за счет изменений в маркетинговой политике, заключения новых долгосрочных контрактов с крупными заказчиками.

Предприятие на протяжении всего анализируемого периода не имело долгосрочной дебиторской задолженности, т.к.  не вступает в финансово-хозяйственные отношения с контрагентами на условиях долгосрочной рассрочки платежей за поставленную продукцию. Максимальная продолжительность расчетов, предусмотренная договорами, составляет 90 дней.

Что касается величины и структуры дебиторской задолженности:

- на конец 2010 г фабрика имела наименьшую величину дебиторской задолженности, наибольшую в 2009, т.е определенной тенденции за анализируемый период не наблюдается;

- наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности составляют расчеты с покупателями и заказчиками (более 80%), т.е. именно за счет этой составляющей происходит изменение задолженности.

Проведенный анализ дебиторской задолженности выявил следующие проблемы управления ее:

  1. На протяжении последних трех лет размер кредиторской задолженности превышает размер дебиторской задолженности. Причем, если в 2009 г. и 2010 г. эта  разница была не существенной и данное обстоятельство можно было бы оценить как положительное, но фабрика имеет обязательства в виде процентных займов перед контрагентами, т.е. за пользование чужими денежными средствами ей приходится платить, с учетом не стабильного финансового состояния предприятия это несет в себе определенные риски. И тем хуже оценивается ситуация увеличения разрыва между дебиторской и кредиторской задолженностью в пользу последней в 2011 г. Такое  значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия.

2. За проанализированный период фактический срок погашения дебиторской задолженности уменьшился примерно в 2 раза и практически соответствует рекомендуемому значению (2 месяца). Также уменьшился срок погашения кредиторской задолженности, но в меньшей степени, и не соответствует рекомендуемому, т.е. фабрика испытывает определенные трудности по исполнению своих обязательств.

  1. На балансе предприятия числится просроченная дебиторская задолженность, причем ее величина имеет тенденцию в увеличению за анализируемый период (с 3,216 млн. руб. до 4,435 млн. руб., т.е. на 27,4%). То есть менеджменту фабрики необходимо пересмотреть свою политику управления оборотным капиталом, в том числе дебиторской задолженностью.

В качестве мер по совершенствованию системы управления дебиторской задолженности фабрики предложены:

1. Доработка модуля «Расчеты с контрагентами»  системы учета1С:Предприятие версия 7.7 силами группы технической поддержки предприятия. В результате реализации предложенной меры менеджмент и работники финансовых служб будут владеть информацией о состоянии расчетов в разрезе сроков исполнения обязательств.

  1.  Закрепление функции по сбору и анализу информации о просроченной задолженности за бухгалтерией предприятия, а именно за сотрудниками, ответственными за ведение учета расчетов с покупателями и заказчиками, прочими дебиторами.
  2. Представление ответственными лицами ежемесячного отчета за подписью главного бухгалтера о состоянии расчетов с дебиторами, в том числе по просроченной задолженности генеральному  директору и юрисконсульту.
  3. Проведение ежемесячных рабочих совещаний с участием: генерального директора, юрисконсульта, главного бухгалтера и начальника отдела сбыта по вопросам погашения дебиторской задолженности, в том числе просроченной. На данном совещании должны приниматься вопросы о способах воздействия на дебиторов: переговоры с ними, направление писем с требованиями погасить имеющуюся задолженность, обращения в суд, уступки права требования третьим лицам, проведения взаимозачета и др.
  4. Для прогнозирования поступления платежей от покупателей использовать коэффициенты инкассации дебиторской задолженности.
  5. Разработка кредитной политики. Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
  6. Разработка стандарта оценки покупателей и внедрение его в работу отдела сбыта.

8. Внедрение предложенного регламента управления задолженностью.

Внедрения предложенных мероприятий, безусловно, положительно скажется на состоянии дебиторской задолженности и системе управления ее, что в конечном итоге благоприятно отразится на финансовом состоянии предприятия в целом. Благодаря предложенным мерам, руководство фабрики и заинтересованные службы будут иметь полную информацию о состоянии расчетов с дебиторами для своевременного принятия мер. Закрепление ответственности по отдельным этапам управления задолженностью за определенными службами (лицами) повысит дисциплину исполнителей. Коллегиальное принятие решений по вопросам о способах и методах взаимодействия с проблемными дебиторами повысит их эффективность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анализ финансовой отчетности / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. - М.: Изд-во Омега-Л, 2008. – 408 с.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа – М.: Финансы и статистика, 2005. – 378 с.

3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учеб. курс. - Киев: Эльга, Ника–центр, 2002. - 528 с.

4. Ван Хорн Дж. К. Основы финансового менеджмента / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. - 800 с. 

5. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н.Гаврилова, А.А.Попов. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: Кнорус, 2007. - 608 с.

6. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Учебно-практическое пособие.– М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 512 с.

7. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 516 с.

8. Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия // Финансы. – 2004. - № 4. – С. 15 – 20.

9. Ильенкова С. Д. Экономика и статистика фирм. - М.: Финансы и статистика, 2006.-498 с.

10. Ковалев В.В, Ковалев В.Вик. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения). – М.: Проспект, 2005. – 462 с..

 


Количество страниц: 54
Стоимость: 1000 руб.
Винни-Пух
Добавление комментария
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: