диплом содержательный анализ речевых высказываний при восприятии произведения искусства психолингвистический эксперимент

Предмет: Филология
 
15-01-2016, 13:59
Содержание работы:
 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 3

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава 1. Проблемы изучения процесса восприятия произведения искусства средствами речевой коммуникации. 6

1.1.   Восприятие произведения искусства: его текстовая природа. 6

1.2. План выражения и план и содержания текста как семиотической единицы   18

Глава 2. Содержательный анализ речевых высказываний при восприятии произведения искусства: психолингвистический эксперимент. 21

2.1. Материал исследования. 21

2.2.1.    Методика проведения психолингвистического эксперимента. 25

2.2.2.    Методика анализа содержания речевых высказываний. 30

2.3 Результаты исследования. 30

2.3.1. Первая серия психолингвистического эксперимента. 30

2.3.2. Вторая серия психолингвистического эксперимента. 38

2.3.2.4. «Коммуникация. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

Список использованных источников и литературы.. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 55

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 63

 

 


ВВЕДЕНИЕ 

Функционирование языка, специфика его применения и восприятия привлекает к себе внимание не только лингвистов, но и философов, психологов, педагогов.

В современных исследованиях речевых сообщений и текстов на первый план выдвигаются не столько проблемы семантической или формальной организации высказывания, сколько вопросы коммуникативного плана, изучение условий, обеспечивающих понимание сообщений.

В этой связи актуальной становится задача не только теоретического, но и практического, экспериментального изучения процессов восприятия речевого высказывания. В этом и состоит актуальность исследования.

Проблема: восприятие смыслового текста.

Цель  работы: анализ содержательной стороны речевых высказываний.

Задачи:

  1. Проанализировать психолингвистическую природу высказываний как продукта речемыслительной деятельности и выявить основные теоретические положения проблемы восприятия произведений искусства.
  2. Рассмотреть принципы и методы экспериментальных исследований закономерностей строения и восприятия искусства в рамках психолингвистики.
  3. Провести  эксперименты на материале произведений искусства. В ходе эксперимента выявить некоторые закономерности восприятия испытуемыми произведений искусства

 Объектом исследования являются высказывания речевых субъектов при восприятии произведения искусства.

Предметом исследования является план содержания речевых высказываний.

Материалом исследования являются речевые высказывания информантов по поводу произведений искусства.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе определяются основные понятия и обсуждаются теоретические основы исследования.

Вторая глава посвящена анализу речевых высказываний.

Во введении выдвигается исходная гипотеза, обосновываются актуальность, проблема, гипотеза и материал исследования, формулируются цель и задачи. В заключении подводятся основные итоги проделанной работы. 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом изучения данного исследования был содержательный анализ речевых высказываний, собранных  нами в проведенном  психолингвистическом эксперименте по восприятию произведения художественной культуры. Информантами выступили студенты - будущие филологи, биологи, экономисты, физики, а также сторонние испытуемые.

Психолингвистический эксперимент проводился в двух этапах.

Первая серия психолингвистического эксперимента была проведена в 2011 году, где материалом  восприятия художественной культуры выступили художественные фотографии современных авторитетных фотографов. В результате было собрано 887 высказываний.

Вторая серия психолингвистического эксперимента была проведена в 2012 году.  Материалом для проведения следующего этапа исследования послужили изображения архитектурных сооружений, где собрано 677 речевых высказываний.

Всего в ходе двух исследований нами было собрано 1564 речевых высказываний.

Содержательный анализ речевых высказываний был проведен с помощью «контент-анализа», который выделяет следующие смысловые элементы:

  • «информация», которая представляет предметный план содержания (261 высказывание, что составляет 14%);
  • «отношение», «оценка», «суждение», «эмоция», относящиеся  к модальному плану сообщения (1084 высказываний), что составляет 61%) ;
  • «коммуникация», которая отражает моменты вступления информанта в общение с исследователем (216 высказываний, что составляет 12%) .

Исходя из результатов проведенных психолингвистических экспериментов, мы делаем вывод, что в высказываниях наблюдателей при восприятии артефакта культуры доминирует модальный план, нежели предметный, то есть для субъекта восприятия важен собственный опыт: собственные эмоции, чувства, переживания, система оценок, отношение, а уже после субъект начинает анализировать внешний мир: форму, цвет, яркость, пространство, фигуру, фон. Также важно отметить, что речевые высказывания являются индикатором подготовленности наблюдателя к восприятию искусства.

 

 


Список использованных источников и литературы

1. Абрамова Е. К. Роль языка в процессе понимания/непонимания [Электронный ресурс]/ Е.К.Абрамова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета: электронный научный журнал, – Оренбург, 2012. №3. – Режим доступа: http://vestospu.ru/archive/2012/stat/abramova_2012_3.pdf

2.   Абросимова О.Л. Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методологический аспекты / О.Л.Абросимова. – Чита: ЗабГГПУ, 2010. ­ –  77 с.
  1. Александров Н.Н. Очерк истории психологии восприятия / Н.Н. Александров. – Москва: Прогресс, 2012. – 195 с.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р.Арнхейм. – Москва: Архитектура-С ,  1954. – 392 с.
  3. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш.Балли; под ред.Р.А.Будагарова. – Москва: Иностранная литература, 1955. – 416 с.
  4. Балли Ш. Язык и жизнь/ Ш. Балли. – Москва:  Иностранная литература, 1955.  –  416 с.
  5. Барабанщиков В.А. Психология восприятия / В.А.Барабанщиков. –Москва: Смысл , 2006. – 357 с.
  6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин;  примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. – 2-е изд. Москва: Искусство, 1986. – 423с.
  7. Белянин В.П. Психолингвистика / В.П.Белянин. – Москва: Флинта, 2003. – 122 с.
  8. Мещеряков Б.Г; Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков , В.П.Зинченко. – Санкт-Петербург: Лань , 2003. –  672 с.

 


Количество страниц: 71
Стоимость: 3000 руб.
Винни-Пух
Добавление комментария
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: