диплом концепт « любовь» в творчестве Алексея Леонидовича Решетова

Предмет: Филология
 
15-01-2016, 13:55
Содержание работы:
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                  4

Глава 1. Теоретическое обоснование анализа концепта «любовь»

1.1. Понятие концепта в научной литературе                                       10

1.2. Художественный концепт «любовь»                                                       18

Выводы по 1 главе                                                                                 24

Глава 2. Концепт «любовь» и его семантические компоненты в поэзии А. Л. Решетова

2.1. Концептосфера творчества А. Л. Решетова                                             26

2.2. Семантические компоненты концепта «любовь» в лирике А. Л. Решетова                                                                                                           47

Выводы по 2 главе                                                                                 67

Заключение                                                                                             69

Список использованной литературы                                                     74

Приложения                                                                                            83


Введение

 

Великий человек вкладывает свою

личность в свои произведения

и тем самым продлевает свое бытие

далеко за пределы своей жизни.

В. фон Гумбольдт

 

Термин «концепт» стал в последние десятилетия XX века широко использоваться в лингвистической литературе и оказался на современном этапе одним из ключевых понятий языковедческих исследований. Заимствованное из латинского языка слово означает: система, совокупность, сумма (26, с. 395), но что наиболее важно для понимания смысла указанного термина, на наш взгляд, это производное от него латинское сoncipere – содержать; представлять себе; формулировать (Там же). По утверждению В. А. Масловой и других ученых, термин введен в аппарат современной лингвистики (а в философию впервые введен Абеляром) (44, с. 30) С. А. Аскольдовым (С. А. Алексеевым) еще в 1928 году, но до середины XX века понятие «концепт» не воспринималось как термин в языковедческой научной литературе (34, с. 41), также как и термин «художественный концепт» (5, с. 267-268). Проблема определения содержания термина «концепт» нашла отражение в трех основных подходах: лингвокультурологическом, семантическом, лигвокогнитивном: представители семантического подхода считают, что концепт существует для каждого словарного значения, и предлагает рассматривать концепт как алгебраическое выражение значения. В целом, они понимают концепт как весь потенциал значения слова вместе с его коннотативным элементом. Приверженцы лингвокогнитивного подхода относят его к явлениям ментального характера, определяя его как глобальную мыслительную единицу, «квант структурированного знания». Представители третьего подхода при рассмотрении концепта большое внимание уделяют культурологическому аспекту. По их мнению, вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними. Концепт трактуется ими как основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Этого взгляда придерживается, в частности, Ю. С. Степанов. Он убежден, что при рассмотрении различных сторон концепта внимание должно быть обращено на важность культурной информации, которую он передает.

Изучение языка художников слова является одним из основных направлений современной лингвистики. В лингвистических исследованиях последних десятилетий индивидуальный стиль писателей изучается с учетом соотношения языка и мышления, способов выражения в языке реалий внеязыковой действительности, особенностей организации языковой картины мира. «Художественный текст, – пишет Т. В. Соловьева, – представляет собой систему языковых средств, выражающую представления автора о мире, на основе личного когнитивного опыта в его сознании формируются концептуальные структуры, отражающие индивидуально-авторское знание о мире и находящие свое выражение в текстовом пространстве» (52, с. 38). С этой точки зрения актуальным представляется исследование лексического проявления культурных концептов, базовых понятий культуры и духовной жизни общества. Анализ художественных текстов позволяет выявить особенности концептуальной системы того или иного писателя, являющейся составной частью коллективного опыта познания мира. Исследование произведений признанных мастеров слова важно для изучения концептосферы русского языка, в которой зафиксированы результаты индивидуального опыта познания того или иного писателя.

Проблемам изучения природы концепта посвящены труды как зарубежных, так и отечественных учёных: В. фон Гумбольдта, Э. Бенвениста, С. А. Аскольдова-Алексеева, Д. С. Лихачёва, Ю. С. Степанова, Н. Ф. Алефиренко, В. З. Демьянкова, Ю. Е. Прохорова, В. А. Масловой и др.

В последнее десятилетие было опубликовано достаточно много работ, посвящённых концептуальному анализу чувств и эмоций: это исследования, посвященные концепту «любовь» как лингвокультурному концепту на обширном национальном материале (Лобкова Е. В., Иванова И. А, Смоленцева М. В, Кузнецова Л. Э. и др.), так и осмыслению этой эмоционально и духовно значимой для человечества категории в индивидуально-авторском стиле писателей и поэтов (Фомина С. Д., Соловьева Т. В., Данькова Т. Н., Широкова И. А. Русинова Л. В. и др.). Однако творчество самобытного уральского поэта Алексея Леонидовича Решетова никогда не становилось «предметом углублённого внимания и анализа, его имя не вписано в контекст русской поэзии последних десятилетий,» – сетует известный литературовед Прикамья В. В. Абашев (1, с. 289). А между тем его персонифицированная лирика, глубоко индивидуальное лирическое «Я» являются не просто средствами воплощения его оригинального мироощущения, но и отражением его неявного противостояния, инстинктивного сопротивления двусмысленности эпохи 60-х годов с ее бравурной фальшивой общественностью (1, с. 289-290). Как следствие, нежелание поддаться единому порыву привело к несправедливому намеренному «забвению» его творчества (после опубликования его книги «Белый лист» в 1964 году поэт «молчал» 11 лет – следующая его книга вышла только в 1975 году).

Несмотря на это, А. Л. Решетов был известен в местных литературных кругах, публиковался и в крупных литературных журналах. Стихи Решетова вошли во многие русские и зарубежные антологии, их переводили на разные языки мира. Его творчество особенно ценят в его «родных» городах – Екатеринбурге, Перми, Березниках (где он в 1997 году избран Почетным гражданином города и там же похоронен в 2002 году, и в этом же году решением городской администрации его именем названа площадь перед первым калийным рудоуправлением – первым и единственным местом работы А. Решетова в Березниках). Пишет он с 1953 года, но только в 1960 году вышел первый сборник поэта («Нежность»). Его сразу заметили – в Перми и Москве – так самобытны были его стихи. Такими они остались и по сей день: лирическая сила коротких, в 8-12 строк, стихотворений, покорила и продолжает покорять сердца как молодых читателей, так и самых тонких знатоков и ценителей поэзии. В 1963 году выходит в свет его повесть «Зернышки спелых яблок», затем в 1964 книга «Белый лист». О таланте А. Л. Решетова, яркости и самобытности его творчества говорит и тот факт, что уже в 1965 году поэт становится членом Союза писателей СССР. Однако, как уже говорилось выше, после отрицательных критических статей поэта перестают публиковать. Следующий сборник был издан только в 1975 году («Рябиновый сад»), а затем: «Чаша» (1981), «Жду осени» (1985), повесть «Автопортрет» (1987), «Станция Жизнь» (1990), «Иная речь» (1994), «Не плачьте обо мне» (1999) и в год смерти поэта в Екатеринбурге вышло Собрание сочинений в 3-х томах.

Автобиографичностью и бытовой лиричностью своих стихов, вниманию к мелочам, совсем не «возвышенным» деталям Алексей Решетов внёс достойный вклад в обогащение концептосферы русского языка. Тем более актуальным нам кажется исследовать на материале лирики уральского поэта семантическое наполнение концепта «любовь» как одного из главных человеческих чувств, той области, где наиболее ярко и четко проявляется духовная культура народа.

Любовь являлась предметом исследований многих ученых, философов, писателей: Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, Э. Фромм, В. Розанов и др. Русская литература постоянно обращается к теме любви, настойчиво стремится понять ее философский и нравственный смысл, ее связь с явлениями мировой культуры.

Язык произведений поэта является богатейшим источником для исследований. Но лингвистическое исследование поэтических текстов Алексея Леонидовича Решетова, как уже нами указывалось, до настоящего времени не проводилось. Этим и определяется актуальность данной работы. Актуальность исследования обусловлена также повышенным вниманием современной лингвистики к изучению идиостиля отдельных поэтов, к использованию понятия «концепт» применительно к художественному идиостилю.

Целью данного исследования является изучение смыслового наполнения концепта «Любовь» в поэзии А. Л. Решетова и выявление особенностей индивидуально-авторской картины мира.

Достижение поставленной цели определило задачи исследования:

1) на основе анализа основных методов исследования художественного текста рассмотреть сущность термина «концепт» в современной лингвистике;

2) определить смысловое наполнение концепта «Любовь», предложенное в лексикографических источниках;

3) выявить особенности концептосферы творчества А. Л. Решетова;

4) исследовать особенности смыслового наполнения концепта «Любовь» в индивидуально-авторском стиле А. Л. Решетова;

Объект исследования: тексты лирических произведений А. Л. Решетова, представленные в следующих изданиях:

1) Решетов А. Л. Белый лист. – Пермь : Пермское книжное изд-во, 1968. – 100 с.;

2) Решетов А. Л. Чаша. – Пермь : Пермское книжное изд-во, 1981. – 231 с.;

3) Решетов А. Л. Станция Жизнь. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд-во, 1990. – 288 с.;

4) Решетов А. Л. Автопортрет : повесть, стихи. – Пермь : Пермское книжное изд-во, 1987. – 256 с.

Предметом исследования является совокупность языковых и образно-выразительных средств создания художественных образов, ядром которых является концепт «Любовь» в поэзии А. Л. Решетова.

Выбор методов и приемов исследования определяется его предметом и задачами. В дипломной работе использованы следующие методы и приемы: 1) описательный метод; 2) метод концептуального анализа, 3) метод функционально-стилистического анализа, позволяющий исследовать функции языковых средств в передаче концептуального содержания художественного текста.

Кроме названных методов и приемов, являющихся основой исследования, был использован также метод лексикографического анализа. Установление культурологических связей выводилось на базе филологического толкования художественных текстов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые объектом исследования стала лексико-семантическая система индивидуального стиля А. Л. Решетова. В дипломной работе было проанализировано понятие «любовь», выявлены объективные и личностные смыслы концепта «любовь», формирующие образные представления любви в творчестве поэта.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в школьной практике (приобщение школьников к национальной литературе и культуре).

Структура работы определяется ее целью, поставленными в ней задачами. Исследование включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

 

 

 

Заключение

 

Изучение языка художников слова является одним из основных направлений современной лингвистики. В лингвистических исследованиях последних десятилетий индивидуальный стиль писателей изучается с учетом соотношения языка и мышления, способов выражения в языке реалий внеязыковой действительности, особенностей организации языковой картины мира. Анализ художественных текстов позволяет выявить особенности концептуальной системы того или иного писателя, являющейся составной частью коллективного опыта познания мира. Исследование произведений признанных мастеров слова важно для изучения концептосферы русского языка, в которой зафиксированы результаты индивидуального опыта познания того или иного писателя. Особенно важно изучение идиостиля писателей и поэтов, творчество которых мало исследовано. К таким, по мнению литературных критиков, относится уральский поэт А. Л. Решетов.

Художественный мир поэзии Алексея Решетова близок и понятен, он сконцентрировал в себе те ценности, которые важны для каждого человека.

В первой главе нашей работы рассмотрены подходы к изучению содержания термина «концепт», дано его определение, а также определение термина «художественный концепт». Художественный концепт в лексической структуре текста предстает как сложная содержательная структура, в которой сливаются воедино индивидуально-авторское понимание и традиция национального употребления данного концепта, в связи с чем наблюдается динамика ядра и периферии художественного концепта у разных поэтов. Структура художественного концепта представлена в Приложении 1.

Также во втором параграфе первой главы было проведено сравнение словарных дефиниций, составляющих ядро концепта любовь. Выводы отражены в графической схеме в Приложении № 2. Был сделан вывод о том, что эмоциональный концепт любовь – базовый концепт любого языка, он аккумулирует в себе исторический опыт той или иной этнокультуры, с другой стороны, реализуясь в концептосфере отдельного индивида, проявляет себя как индивидуальный.

Исследуя во второй главе индивидуально-авторскую концептосферу поэта, мы выявили ключевые концепты его творчества (сквозные образы-мотивы): война, Родина, природа, мать, женщина, любовь, творчество. Данные концепты связаны всеобъемлющим авторским сознанием, отношением к их наполнению.

Анализ составляющих, входящих в состав концепта любовь и вербализуемых в лирике А. Л. Решетова, позволяет сделать вывод о том, что в произведениях поэта отражение общечеловеческих эмоций получает уникальность, неповторимость. Прежде всего, нами выяснено, что из четырех словарных дефиниций (полей концепта) для творчества уральского поэта актуальны три:

1)                Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (любовь к родине);

2)                Чувство привязанности, основанное на родственных отношениях (любовь к матери);

3)                Сильное эмоциональное влечение к противоположному полу (отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством).

При этом первое поле распадается на три смысловых составляющих (См. рис. 1:

1) любовь к родной земле, родной стороне, деревне;

2) любовь к природе;

3) любовь к русскому народу-труженику, защитнику родной земли.

Кроме того, первые два поля являются семантически близкими и отражают глубокое духовное чувство самоотверженной любви-привязанности к Родине, природе, русскому народу-труженику, матери.

Любовь к женщине может представать как нежное сочувствие или как благоговение, как влечение и вожделеющая страсть или как восхищение и самозабвенное любование. Но каждое из них настолько глубоко ассоциируется с любовью, что и нередко называется любовью. В творчестве А. Решетова содержание данного поля концепта любовь столь же разнообразно (См. рис. 2):

1)                Влечение-восхищение женщиной-богиней, ее совершенным телом, любовь-Эрос;

2)                Благоговение перед женщиной-женой, хозяйкой, хранительницей домашнего очага

3)                Несчастная любовь, запретная, обманутая, обреченная на разлуку под гнетом обстоятельств;

4)                Любовь выстраданная, преданная, милосердная, прошедшая сквозь огонь и воду.

Лирический герой А. Решетова, испытав влечение-восхищение к женщине-богине, прекрасной, недоступной и неприкосновенной; пережив несчастную любовь, обманутый женским коварством, тем не менее ощущает благоговение перед женщиной-хозяйкой, женой, «тихой, как бабье лето», «уставшей от стирки», но бесконечно нежной («Только нежной не устала быть…»), доброй («Меня всегда берег / Твой добрый взгляд, похожий / На гонный огонек…»), оберегающей, как мать, и наконец находит утешение в конце жизненного пути в любви выстраданной, верной и преданной, перенесшей разлуку, неприятие родных, осуждение общества – «последней и пожизненной любви». Это духовное чувство, слияние родственных душ, взаимная забота, немало в ней и отрадного осознания неодиночества перед лицом близкой смерти.

В результате анализа лирических текстов А. Решетова можно сделать вывод, что поэт в целом творит в рамках традиционного национального восприятия концепта любовь, характерного для русской поэзии XIX-XX веков: любовь к родине, природе, русскому народу; любовь к матери; эмоциональное влечение к противоположному полу. Однако мы выделили и индивидуально-авторские смыслы в содержании концепта любовь. В поле «чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности», составляющими которого будет любовь к родине, природе, народу-труженику, специфичным является национальный, местный колорит: «Урал рябиновый», «рябиновый сад», «рябиновый скверик», а также обращение к труду шахтеров, о котором А. Решетов знал не понаслышке. С глубокой привязанностью к родной земле у А. Решетова связана любовь к матери (поле «чувство привязанности, основанное на родственных отношениях»). При этом образ матери мифологичен: это и мать-земля (греч. Гея), оберегающая, дающая силу своему сыну Антею (А. Решетов «Я приникаю к матери-земле…», с. 58), это и образ возделанной и засеянной земли как матери-кормилицы («Спешу к земле, как к матери родной, / От всех своих досад и треволнений, / И возле первой нивушки ржаной / Надолго опускаюсь на колени…», с. 53), это и материнство как позитивная связь с бессмертием («И хорошо мне, бедолаге, с бессмертной матушкой моей…»), поскольку непрерывность и преемственность жизни обеспечивается матерью. В параллели – матушка-земля и мама – заключена надежда на воскрешение: как земля умирает осенью и непреложно возрождается каждой весной, так и герой надеется на будущую встречу с матерью и умершими близкими: «Ты одна мне поможешь когда-то, / Ничего не боясь, умирать»; «с бессмертной матушкой моей». Именно поэтому в схеме Приложения № 3 первые два поля концепта любовь соприкасаются: они близки по лексическому и образному наполнению. Что касается третьего поля концепта любовь – «эмоциональное влечение к противоположному полу» – то, кроме семантической близости с полем «чувство привязанности, основанное на родственных отношениях» (см. Приложение № 3), можно выделить специфические для традиционного восприятия концепта любовь образы: любовь – букетик былья, любовь – снежинка, любовь – темница, несущая в себе положительную семантику (в отличие от русской традиции), темница – это теплота, милосердный и чудодейственный плен.

Индивидуально-авторское содержание структуры концепта любовь представлено в Приложении № 3.

Таким образом, структурно-смысловое богатство концепта любовь в лирике А. Решетова обусловлено многоплановостью национальных и индивидуальных образно-ассоциативных связей, эмоциональных оттенков в содержательном поле контекстов, а также введением новых для национальной поэтической традиции образов: любовь – букетик былья, любовь – снежинка, любовь – темница. Благодаря художественному мировосприятию А. Решетова уральская, а вместе с ней и русская поэзия обогатилась глубиной и выразительностью.

 

 

 


Список использованной литературы 

 

  1. Абашев В. В. Алексей Решетов / В. В. Абашев // Литература Урала: Очерки и портр. / Науч. ред. Н. Л. Лейдерман. – Екатеринбург, 1998. – С. 289-309. Режим доступа: http://www.kulturaperm.ru/content/5Abashev.pdf (Дата обращения: 11.04.2012 г.)
  2. Алефиренко Н. Ф. «Живое» слово : проблемы функциональной лексикологии / Н. Ф. Алиференко. – М. : Флинта ; Наука, 2009. – 344 с.
  3. Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики / Н. Ф. Алефиренко. – М. : Гнозис, 2005. – 326 с.
  4. Апресян Р. Г. Слова любви: eros, philia, agape / Р. Г. Апресян // Философия и культура. – № 8(56). – 2012. – С. 27-40. – Режим доступа: http://www.pseudology.org/Psyhology/Asmus/Apresyan_Slova_lyubvi.pdf (Дата обращения: 14.12.2013 года)
  5. Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста : антология. – М. : Academia, 1997. – С. 267-279
  6. Батурина О. А. «Любовь, удивленья мгновенная дань…» (содержание концепта «любовь» и его репрезентанты в поэтичексих тектстах Б. Пастернака / О. А. Батурина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7 (18), Ч. 2. – С. 39-44. – Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2012/7-2/9.html (Дата обращения: 14.12.2013 г.)
  7. Бенвенист Э. Общая лингвистика : пер. с фр. / общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю. С. Степанова. – М. : Кн. дом «Либроком», 2010. – 448 с.
  8. Бондаренко В. Г. Эпоха одиночек / В. Г. Бондаренко // Независимая газета. – № 131 (3527) от 30.06.2005 г. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2005-06-30/4_epoch.html (Дата обращения: 25.12.2013 г.)
  9. Брагина Н. Г. Память в языке и культуре / Н. Г. Брагина. – М. : Язык славянских культур, 2007. – 520 с.
  10. Бусыгина Л. Концепт «любовь» в поэтическом мире Герда и Байтерякова / Л. Бусыгина // Время и Слово. Голоса современных филологов Удмуртии : статьи, очерки, заметки / сост. и науч. подгот. З. А. Богомоловой. – Ижевск : Удмуртия, 2010. – С. 168-174

 


Количество страниц: 85
Стоимость: 3000 руб.
Винни-Пух
Добавление комментария
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код: