Готовые работы »  Дипломные работы »  педагогика (23)

диплом Игротерапия как средство коррекции страхов

Предмет: педагогика
 
30-11--0001, 00:00
Содержание работы:
 

Эту работу вы можете купить или заказть дипломную работу на заказ (индивидуально, договор, антиплагиат) 

телефон 89128530749, https://vk.com/k.diplomov 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» в г. ИЖЕВСКЕ

 

Игротерапия как средство коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

 

 

050706.65 - Педагогика и психология

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Ижевск 2016

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………...

Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции страхов у детей

старшего дошкольного возраста посредством игротерапии …………

1.1. Понятие о детских страхах в психологии …………………

1.2. Особенности проявления страхов у детей старшего

дошкольного возраста …………………………………………………….

1.3. Методы и приемы коррекции страхов у детей старшего

дошкольного возраста …………………………………………………….

1.4. Роль игротерапии в коррекции страхов у детей старшего

дошкольного возраста …………………………………………………….

Выводы по первой главе ………………………………………………….

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста …………………………………..

2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение

экспериментального исследования ………………………………............

2.2. Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента

2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы …….

Выводы по второй главе ……………………………………………….....

Заключение ………………………………………………………………...

Библиографический список ………………………………………………

Приложение ………………………………………………………………..

3

7

 

7

 

15

 

21

 

27

33

 

35

 

35

43

49

56

58

60

65

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л. И. Божович, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров и другие).

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх ‑ такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич».

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг ‑ предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Основные аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов, таких как: С. Холл, К. Грос, В. Штерн, Д. Селли, Мак-Дугалл, Д. Уотсон, К. Бюлер, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К.Хорни, Г.С. Салливен, К Роджерс, Д. Келли и многие другие.

В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: П.Ф. Каптерева, В.Д. Зеньковского, В.И. Гарбузова, И.Б. Гриншпуна,   А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.С. Спиваковской, Г. Эберлейн,
Н.С. Жуковской, В.А. Гурьевой, Т.П. Симсон, М.П. Чередниковой,           В.В. Лебединского, В.Л. Леви и многих других

Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.

Противоречие исследования: Несмотря на разнообразные подходы, игра с точки зрения ее психологической значимости изучена еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детской игры.

Цель исследования: игротерапия как средство коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Объект – страхи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений дошкольников. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие о детских страхах в психологии.
  2. Изучить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть методы и приемы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Изучить роль игротерапии в коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Провести опытно-экспериментальную работу по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

В работе были использованы методы исследования:

- анализ научной и научно-методической литературы использовался с целью уточнения темы исследования, определения цели, гипотезы, задач исследования;

- методы психологической диагностики применялись для установления уровня выраженности страхов у детей старшего дошкольного возраста;

- психокоррекционная работа ‑ деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели;

Теоретической значимостью исследования является то, что выявлены наиболее выраженные страхи у детей младшего школьного возраста. Определено влияние психокоррекционной работы методом игротерапии на уровень выраженности страхов.

Практическая значимость: в данной работе выделены методы и методики диагностики, коррекции и профилактики страхов в старшем дошкольном возрасте. Работа может быть полезной для психологов, педагогов и родителей. 

База исследования: исследование проводилось в городе Дубай, на базе центра раннего развития Little Happiness/Литтл Хэппинес. В нем принимали участие 60 детей 5-7 летнего возраста.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы состоит из 70 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста на сегодняшний день приобрела особую актуальность в связи с увеличением количества детей, испытывающих различные страхи.

Накопленные знания в области отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять страхи у детей дошкольного возраста.

Вместе с тем, недостаточная разработка и распространение знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к неоправданным потерям. Именно этот аспект и выступил в качестве основного предмета настоящего исследования.

На основании теоретического анализа литературных источников можно сделать следующие выводы:

  1. Страх можно определить как аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия. По характеру страхов выделяют – природные, социальные, ситуативные, личностные. По степени реальности – реальные, воображаемые. По степени интенсивности – острые, хронические. По уровню – возрастные, патологические.
  2. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Возрастными страхами для детей 5-7 лет являются страхи: войны, нападения, страшных снов, животных, глубины, огня, пожара, наказания.

На основании эмпирических результатов исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Наиболее значимыми страхами для детей старшего дошкольного возраста являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара, заболеть и страх наказания.
  2. Дети с более низкой самооценкой, больше подвержены различным страхам.
  3. Высокий уровень тревожности, характерен для детей с высоким уровнем страхов и низкой самооценкой.
  4. Игровая терапия является эффективным способом избавления ребенка от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Негативные эмоции, страхи находят своё выражение в играх в символическом виде.
  5. Посредством игровой терапии имеется возможность эффективно осуществить коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав динамику процесса психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста, можно утверждать, что произошли существенные изменения эмоционального состояния детей в процессе психокоррекционного воздействия.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента убедительно свидетельствует о положительной динамике в эмоциональной сфере детей. Это находит свое выражение в снижении уровня страхов, а также в оптимизации межличностных отношений детей.

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

 Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.

Полученные результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста является достаточно эффективной.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рассматривать игровую терапию в качестве основного и эффективного метода психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. Анализ эмпирических данных показал, что реализация программы по психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии позволила значимо и достоверно понизить уровень выраженности страхов у детей экспериментальной группы.

В целом, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии будет осуществляться эффективно при условии, если в процессе игровой деятельности:

- использовать приемы эмоционального отреагирования отрицательных переживаний, десенсибилизации социальных страхов, переноса отрицательных эмоций в условный план;

- обеспечить моделирование и проигрывание различных эмоционально значимых для ребенка ситуаций взаимодействия;

- обучать детей осуществлять контроль над объектом страха.

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

Библиографический список

 

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. ‑ М.: ПЕРСЭ, 2008. ‑ 346 с.

2. Абрамян Л. А., Антонова Т. В. Игра дошкольника. ‑ М: Просвещение, 1989. ‑ 286 с.

3 .Акопян Л. С. Атлас детских страхов. ‑ Самара: СГПУ, 2003. ‑ 172 с.

4. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. ‑ СПб.: Речь, 2006. ‑ 224 с.

5. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя. ‑ М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

6. Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. ‑ М., 1989. – 211 с.

7. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. ‑ М., 1990. – 184 с.

8. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. ‑ М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. ‑ 288 с.

9. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. ‑ 1992. ‑ № 5. ‑ С. 111-117.

10. Башаева С. А. Природа игры и ее значение / Актуальные проблемы педагогики и психологии // Выпуск 6. ‑ Москва, 2008. ‑ С. 77-80.


Количество страниц: 99
Стоимость: 3000 руб.
Винни-Пух