Готовые работы »  Дипломные работы »  педагогика (23)

Дипломная работа творческое воображение

Предмет: педагогика
 
30-11--0001, 00:00
Содержание работы:
 

Эту работу вы можете купить или заказть дипломную работу на заказ (индивидуально, договор, антиплагиат) 

телефон 89128530749, https://vk.com/k.diplomov 

 

Дипломная работа творческое воображение

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной  деятельности.

1.1  .Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке.

1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

1.3. Виды воображения и способы создания творческих образов.

1.4. Механизм творческого воображения.

Вывод по 1 главе.

 Глава 2. Сущность конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

2.1.Значение конструирования в формировании личности ребенка

       Особенности конструктивной деятельности дошкольников.

2.2.Виды конструирования в детском саду.

2.3.Программа по конструированию в детском саду

2.4.Содержание конструирования в возрастных группах детского сада

Вывод по 2 главе

 

Введение

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Изучением воображения и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Немов Р.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Формирование и развитие воображения в конструктивной  деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния конструктивной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Конструирование из строительного материала как средство формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс  формирования творческого воображения.

Предмет исследования: конструирование из строительного материала детьми старшего дошкольного возраста как средство формирования творческого воображения.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что конструктивная деятельность оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: формирование  творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться успешнее, если использовать конструктивную деятельность.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

3. Изучить возможности конструктивной деятельности и их влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

5. Путем опытной работы проверить возможности мероприятий по развитию воображения в конструктивной  деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, опытная работа, статистический метод обработки данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что потенциал конструктивной деятельности в развитии творческого воображения у дошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; путем опытной работы проверена эффективность мероприятий по развитию воображения в конструктивной  деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

 

Заключение

В детском саду в целях всестороннего развития ребенка создаются условия для разнообразной содержательной деятельности, в которой дети активно проявляют себя, отражают свои впечатления об окружающем, познают под руководством педагога новые для них явления.

Под конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление игрушек из бумаги, картона, дерева.

По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нем также отражается окружающая действительность.

Содержание конструирования в программе занятий детского сада связано с ознакомлением детей с окружающими их предметами и явлениями. Воспитатель знакомит ребят с постройками, находящимися поблизости; во время прогулок, экскурсий, при рассматривании картин расширяет круг их представлений, которые в основном и определяют содержание детских построек. Опыт лучших воспитателей показывает, что знакомство детей с той или иной постройкой под руководством педагога является важным средством развития конструирования и игр со строительным материалом.

Педагогическая ценность конструктивной деятельности заключается в том, что она развивает способности ребенка, его творческие умения.

Значение этой деятельности отчетливо выступает в свете учения И. П. Павлова и И. М. Сеченова о роли двигательного анализатора.

Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии.

И. П. Павлов, отмечая большое познавательное значение деятельности руки, считал ее тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».

Дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения), практически осваивают величину, длину, ширину, объемность предмета. Конструктивная деятельность дает возможность получить отчетливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяженности предмета, пространственного расположения частей конструкции.

В сочетании с названием тела, словесным описанием пространственного расположения его частей у детей создается представление о форме, величине, направлении, дифференцировка которых постепенно становится довольно тонкой.

Сооружая ту или иную постройку, малыши отбирают соответствующие детали, называют отдельные части постройки, что содействует развитию точности восприятия. В процессе осуществления замысла у них развивается умение предвидеть этапы своей деятельности, ставить цель и достигать ее.

Как показали исследования и опыт работы воспитателей, конструктивные занятия благоприятно влияют на развитие устойчивого произвольного внимания, помогают воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, умение довести дело до конца.

В процессе конструктивной деятельности дети знакомятся с различными постройками и их назначением, геометрическими телами (кубом, призмой, цилиндром, конусом), получают представление о размерах, практически усваивают некоторые геометрические понятия (угол, сторона), узнают, из каких частей состоит постройка, как они называются.

В играх и занятиях по конструированию они советуются, помогают друг другу; здесь зарождаются зачатки коллективной работы, взаимопомощи, критической оценки своей работы и работы товарищей.

 

Библиографический список

1. Развиваем конструкторские умения/ Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева Игра и дети. - 2007. - №5.

2. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников . - М., - 1999. - 272 с.

3. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества . - М., - 1976.

4. Давидчук, А.Н. Формирование конструктивного замысла // Дошкольное воспитание - 1969. - № 4.

5. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Ядешко и Ф.А. Сохина. - М., - 1978. - 416 с.

6. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника : - СПб., -2002.

7. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду : - М., 1990. -158 с.

8. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду . - М., - 1977.

9. Кузнецов, В.П. Практические работы в учебных мастерских . - М., - 1958. - 200 с.

10. Лиштван, З.В. Конструирование. - М., 1981.


Количество страниц: 95
Стоимость: 3000 руб.
Винни-Пух