Готовые работы »  Дипломные работы »  педагогика (23)

Диплом Экологическое воспитание

Предмет: педагогика
 
30-11--0001, 00:00
Содержание работы:
 

Эту работу вы можете купить или заказть дипломную работу на заказ (индивидуально, договор, антиплагиат) 

телефон 89128530749, https://vk.com/k.diplomov 

 

Диплом Экологическое воспитание

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста. 6

1.2. Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста  13

1.3. Анализ программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  18

1.4. Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. 25

Выводы по первой главе. 30

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 32

2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно - экспериментальной работы   32

2.2 Методика совершенствования работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе использования игровых обучающих ситуаций. 42

2.3 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента  49

Выводы по второй главе: 54

Заключение. 56

Список литературы.. 59

Приложение

Введение

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты [44, с. 19]

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. [56, с. 127]

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой- аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним.

Использование персонажей из мультипликационного сериала «Смешарики» (Копатыч, Нюша, Крош, Савунья и др.) вносит в процессы обучения игровой стержень, создает условия для слияния игровой и учебной деятельности, что повышает умственную активность детей. [59, с. 34]

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - своего рода, средство познания ребенком действительности.

Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды С. Н. Николаевой [53, 54], Н. А. Рыжовой [68], Л. Д. Бобылевой [9], В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой [8], А.И. Ивановой [30, 32], Т.В Потаповой [64] и др.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как С.В. Комов [39] Н. Н. Кондратьева [40], Л. М. Маневцова [50], З.П. Плохий [63] и др.

Большинство исследований по теории и методике экологического образования дошкольников связано с разработкой программ (С.Н.Николаевой [54, 57], В.Г.Ашикова и С.Г. Ашиковой [8], Н.А. Рыжовой [66, 67, 69], А. Королёвой [41],  Т.В. Потаповой [65,66] и др.)

Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности экологического воспитания дошкольников за счет использования игровых обучающих ситуаций.

Решение проблемы определило цель исследования - изучение влияния экологических игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания старших дошкольников.

Объектом исследования выступает процесс использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются игровые обучающие ситуации, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая объект, предмет и цель данной работы мы можем решить следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогические основы содержания экологического воспитания;

2. Определить значение игры в процессе экологического воспитания старшего дошкольника;

3. Разработать и апробировать методику использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании.

Цель исследования – изучить особенности знаний у детей о живой природе и определить наиболее эффективные условия для получения этих знаний.

Задачи исследования:

- выявить уровень экологического воспитания старших дошкольников.

- проанализировать возможности экологического воспитания детей вышеуказанного возраста, изучить формы и методы исследования данной проблемы в научной литературе;

- экспериментально выявить эффективность и обоснованность экологического воспитания детей на базе конкретного детского сада

- выявить эффективность влияния игровых обучающих ситуаций со сказочными персонажами на формирование экологических представлений у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: можно предположить, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет проходить успешно, если в процессе данного профильного воспитания будут использоваться разнообразные игровые обучающие ситуации.

Для решения поставленных в исследовании задач будут использованы следующие методы исследования:

  • анализ психологической, педагогической и методической литературы;
  • наблюдение с помощью:

 наглядных методов: использование мультимедийных средств: просмотры DVD-фильмов, слайдов,

- словесных: беседа, чтение детской литературы, рассказывание

- практических: театр би-ба-бо

  • Индивидуальный контакт с детьми;
  • экспериментирование (педагогический эксперимент, в ходе которого используется педагогическое тестирование).

 

Заключение

 

Таим образом, выбор данной темы обусловлен тем, что детям необходимо привить бережное отношение к природе. Экологические знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею.

В процессе написания дипломной работы была решена поставленная в самом начале цель исследования - изучены особенности знаний у детей о живой природе и определены наиболее эффективные условия для получения этих знаний.

Большое значение при закреплении экологических знаний у детей придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Для удобства использования экологических игр на занятиях мною были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия должны строиться с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и должны быть направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).

Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог может достигнуть хороших результатов.

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологических знаний, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику детей экспериментальной и контрольной групп. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы в процессе использования игровых обучающих ситуаций. Использование игровых обучающих ситуаций предполагалось во всех видах деятельности детей: занятиях, труде в природе, наблюдениях, экскурсиях и т.д.

Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов диагностики у детей экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше.

Это позволило сделать вывод, что гипотеза о том, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет проходить успешно, если в процессе данного воспитания будут использоваться разнообразные игровые обучающие ситуации, подтвердилась.

Были решены следующие задачи:

  • выявлен уровень экологического воспитания игровых обучающих ситуаций старших дошкольников.
  • экспериментально автором выявлена эффективность и обоснованно экологическое воспитание детей в детском саду;
  • выявлена эффективность влияния игровых обучающих ситуаций с мультипликационными персонажами «Смешарики» на формирование экологических представлений у старших дошкольников.

 

Список литературы

 

1. Актуальность экологического воспитания дошкольников /Сост. С.Н. Николаева. - Н. Новгород, 1991. - 121с.

2. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7. – С.36-42

3. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 12. - С.68-69

4. Асланиди К.Б., Потапова. Т.В. Опыт разработки экологического образования программ негосударственным предприятием // Сб. «Вместе со всей планетой». – Пущино: ОНТИ НЦБИ, 2005. - С. 104-112

5. Асланиди К.Б. Потапова. Т.В. Развитие представлений о содержании, формам и методах экологического образования в России конца ХХ века // Сб. «Вместе со всей планетой». – Пущино: ОНТИ НЦБИ, 2005. - С. 14-30

6. Асланиди К.Б, Потапова. Т.В Привлечение школьников к экологическому воспитанию дошкольников // Известия Японского Фонда защиты дикой природы. - 1996. №4. - С. 5-7.

7. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32

8. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М., 1997. – 118с.

9. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С. 64 - 75

10. Богданец Т.П. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12. - 52с.


Количество страниц: 106
Стоимость: 3000 руб.
Винни-Пух