Готовые работы »  Дипломные работы »  педагогика (23)

диплом Двигательная деятельность как условие успешного физического развития дошкольников

Предмет: педагогика
 
30-11--0001, 00:00
Содержание работы:
 

Эту работу вы можете купить или заказть дипломную работу на заказ (индивидуально, договор, антиплагиат) 

телефон 89128530749, https://vk.com/k.diplomov 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» В г. ИЖЕВСКЕ

 

 

«Двигательная деятельность как условие успешного физического развития дошкольников»

  Ижевск, 2016


                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………….……..………................... 3

Глава 1.Теоретические основы физического развития дошкольников….............. 7

1.1.Психолого-педагогический анализ литературы по проблемам физического развития детей ……………………………………………………………. ………...7

1.2.Особенности физического развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………............. 16

1.3.Анализ педагогического опыта по физическому развитию дошкольников ………………………...………………………………...……………...…………… 23

1.4.Пути и способы физического развития детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………………..........29

Выводы по первой главе ……………….………………………….…….................37

Глава 2.Влияние двигательной активности детей на физическое развитие ……………………………….…………………………………………………........ 39

2.1. Диагностика физического развития дошкольников ……………….............. 39

2.2. Определение физического состояния детей с помощью физических нагрузок ………………………………………………………………………………………. 43

2.3. Анализ результатов исследования ……………….………………………….. 52

Выводы по второй главе ………………………………….…….………………… 65

Заключение ..…………………………………………………………….……….... 67

Список литературы ……………………………….………………..……………... 72

Приложения ……………………………………………..………….……………... 77 

 


                                                            Введение

 

Физическое воспитание ребенка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей их всестороннего развития и воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении [27, с. 5].

Результаты комплексного обследования детей в дошкольных учреждениях Москвы (1995-1998 гг.) убедительно показали, что в большинстве случаев созданный в них общий двигательный режим не способствует достижению должного уровня двигательной активности детей. Так, число детей 5-7 летнего возраста, у которых отмечался благоприятный уровень двигательной активности, составило 50-60% от общего числа обследованных. Более 40% составляют гиперактивные и малоподвижные дети. Кроме того, не в полной мере педагогами учитываются индивидуальные проявления двигательной активности детей во время организованной и самостоятельной деятельности.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему развитию.

В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности) с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности [17, с. 127].

Проблема, выдвигаемая  в  исследовании: выявить  и  обосновать  педагогические  условия  физического  развития  дошкольников  в  процессе  двигательной  деятельности.

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия физического развития детей в процессе двигательной деятельности и опытно-экспериментальным путем  проверить их эффективность.

Объектом исследования является процесс физического развития дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия физического развития детей в процессе двигательной деятельности.

Гипотеза исследования: физическое развитие дошкольников в процессе двигательной деятельности будет эффективным если:

1. осуществить индивидуальный дифференцированный подход к детям;

2. учить детей умению регулировать свою двигательную активность, чередуя интенсивные и неинтенсивные движения;

3.  соблюдать двигательный режим.

Задачи исследования:

1. Установить степень изученности проблемы физического развития дошкольников и реализации двигательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в научно-педагогической литературе.

2. Разработать программу физического развития детей на основе включения их в двигательную деятельность.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.

Методы исследования.

1.      Теоретические исследования: анализ педагогической литературы по теме исследования; интерпретация литературных источников; обобщение;

2.      Эмпирические исследования:

1       контрольные испытания (тесты);

2       педагогический эксперимент;

3.       Математико-статистические методы.

Теоретической основой исследования стали: проблемы развития физических качеств дошкольников, проблемы их физической подготовленности и проблема организации и использования подвижных игр в дошкольном образовательном учреждении.

К решению проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия благодаря научным разработкам В.К.Бальсевич [2] Е.И.Геллер [11], Ю.Ф. Змановского [14], Г. Доман [10], Н.Б.Каданцевой [16], В.М. Клевенко [24], А. Лаптева [30], М.А.Рунова [39] В.Я. Русаков [40] и др.

Для исследования проблемы физической подготовленности дошкольников в работе были использованы монографии И.П. Багмутовой [1], А.В. Кенеман [17], А.Б. Лагутина [29], и др.; по проблеме развития физических качеств дошкольников рассматривались работы В.Н. Занефского [27], З.И. Кузнецовой [32], Е.А. Пимоновой [34] В.Я. Русакова [40], и др.; за основу исследования по проблеме организации и использования подвижных игр в дошкольном образовательном учреждении были взяты работы Я. Степаненковой [43], В.А. Страновского [13], А.П. Усовой [45] и др.

Научная новизна

1)    Разработаны педагогические условия физического развития детей в процессе двигательной деятельности.

2)    Установлена взаимосвязь между ними, что нашло отражение в программе.

Практическая значимость: Разработанная мною программа физического развития детей «Движение и жизнь» может быть использована в практической деятельности воспитателя.

База исследования: МДОУ д/с № 147 развивающего вида (экспериментальная группа) и МДОУ д/с № 194 комбинированного вида (контрольная группа).

Квалификационная работа состоит из двух глав: в одной из которых «Теоретические основы физического развития дошкольников», произведен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам физического развития детей, раскрыты особенности физического развития детей дошкольного возраста, проведен анализ педагогического опыта образовательных учреждений Российской Федерации по физическому развитию дошкольников, выявлены пути и способы физического развития детей дошкольного возраста.

Во второй главе «Влияние двигательной активности детей на физическое развитие» проведена диагностика физического развития дошкольников на примере описанных в базе исследования групп, разработана программа по физическому развитию детей и описана ее реализация, а также произведен анализ результатов исследования, по результатам которого в работе представлены таблицы, рисунки  и диаграммы.

 

Заключение

 

Изучив теоретически и на практике вопрос о двигательной деятельности, как условии успешного физического развития дошкольников, в заключении можно сделать вывод о том, что работа педагога, направленная на активизацию и обеспечение физкультурной деятельности дошкольника – одна из основных направляющих работы в современном дошкольном учреждении. В ходе своей работы педагог не может не учитывать множественные факторы воздействия на физкультурную деятельность дошкольника, среди которых можно выделить:

  • личностные особенности дошкольника;
  • особенности темперамента ребенка;
  • особенности взаимоотношений в семье у ребенка;
  • особенности отношения родителей к занятию ребенка физической культурой;
  • особенности отношения воспитателя к физической культуре, осознание им необходимости проведения занятий, связанных с активизацией физкультурной деятельности дошкольников;
  • особенности атмосферы в детской группе, наличие или отсутствие в ней лидеров, конфликтов, активизирующих и сдерживающих аспектов;
  • особенности развития психики ребенка дошкольного возраста;

Рассмотрение и анализ роли, которую играет (должен играть) педагог дошкольного образования в сфере развития и активизации физкультурной деятельности дошкольника, показали:

  • важность роли педагога в сфере физкультурной деятельности дошкольников, подтверждаемую как совместным развитием (и, следовательно, зависимостью) психики ребенка и его физических, физиологических показателей;
  • необходимость в ходе реализации роли педагога в сфере физкультурной деятельности дошкольника работы сразу по множеству направлений (см. выше), которые в случае достижения целей каждого из них способны активизировать физическое развитие дошкольника. 

Проблема развития физических качеств дошкольников как основа физической подготовленности решалась посредством следующих задач исследования:

1. дана характеристика физическим качествам детей старшего дошкольного возраста исследуемых групп;

2. на основе проведённых экспериментов дан анализ заболеваемости детей экспериментальной и контрольной групп;

3. рассмотрены двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста;

3. выявлены физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания;

4. проведена диагностика экспериментальной работы по физическим качествам дошкольников в процессе физической подготовленности;

5. проанализированы и обработаны данные экспериментальной работы.

Изложенные понятия дают общее представление о физической подготовленности, воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности.

Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека.

Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физический работоспособности.

Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей.

В ходе изучения средств и методов развития физических качеств путем анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод развития физических качеств в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д.

Формирование основ физической культуры не возможно без основ общей культуры ребенка, в которой заложен комплекс методологических подходов к детству как сензитивному периоду воспитания культурных потребностей детей средствами развлечений, праздников, отдыха, через физическое развитие ребенка.

Контрольные тесты, а затем определение достоверности различий по t – критерию Стьюдента показали, что различия между полученными в эксперименте средними арифметическим значениями считаются достоверными, отсюда следует, что экспериментальная методика развития физических качеств является эффективнее общепринятой методики развития физических качеств.

Таким образом, первоначальная гипотеза о том, что для совершенствования процесса физического воспитания, рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях, целесообразно проводить со строгим учетом их соматического типа (торакальный, мышечный, астеноидный и дигестивный) и характера двигательной деятельности, подтвердилась приведенными результатами исследования.

Проблема развития физических качеств дошкольников как основа физической подготовленности решалась посредством следующих задач исследования:

1.     дана характеристика физическим качествам;

2. рассмотрены двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста;

3.  выявлены физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания;

4.  проведена диагностика экспериментальной работы по физическим качествам дошкольников в процессе физической подготовленности;

5.    проанализированы и обработаны данные экспериментальной работы.

Изложенные понятия дают общее представление о физической подготовленности, воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека.

Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физический работоспособности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Багмутова И.П. Физкультурный досуг. Остров в океане. / И.П. Багмутова // Инструктор по физкультуре ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 49-52.
  2. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры. – 1986.- № 10. - C. 21-25.
  3. Белоусова Л.Е. Добрые досуги.- СПб.: Речь, 2003. – 127 с.
  4. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  5. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду.- М., 1981. – 111 с.
  6. Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. - М.: Педагогика, 1968. - 45с.
  7. Воловик А. Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. Учеб. - М.: Флинта, 1998.- 163с.
  8. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет.сада - М.: Просвещение, 1981.-80с.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т.4. Детская психология.- М., 1984. С. 258-259.

10.Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.


Количество страниц: 91
Стоимость: 3000 руб.
Винни-Пух