Готовые работы »  Дипломные работы »  социальная работа (9)

диплом Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности

Предмет: социальная работа
 
25-12-2015, 17:11
Содержание работы:
 

Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности

 

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности в обществе. 6

1.1. Осмысление проблемы формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности. 6

1.2. Модель формирования толерантного сознания у студенческой молодежи как основы социальной безопасности. 16

1.3. Организационно-педагогические условия формирования у студенческой молодежи толерантного сознания. 26

2. Опытно-поисковая работа по формированию у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности. 36

2.1. Цели и задачи опытно-поисковой работы.. 36

2.2. Методика реализации организационно-педагогических условий эффективного формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности. 37

2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы.. 39

Заключение. 52

Список использованной литературы.. 55

 

 


 

Введение

 

Человечество в начале XXI века вступает в новую эпоху своего развития, которая характеризуется бурным ростом информационных связей, повсеместной демократизацией общества, экономической интеграцией, глобализацией социальных культур, падением духовного уровня людей, что ведет ко всякого рода социальным конфликтам и взрывам, представляющим опасность для жизнедеятельности как отдельных людей, так и общества и в целом. В условиях жизнедеятельности современного общества остро встает вопрос о человеке мира и для мира. Путь от «войны к культуре мира» требует, в первую очередь, изменения сознания, установки на диалоговое взаимодействие, сотрудничество и понимание. Толерантное сознание как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение другого дает возможность сохранить социальную безопасность, в первую очередь, внутри страны, а так же за ее пределами. Принятие ценности толерантного сознания, формирование опыта толерантного поведения обеспечит молодежи интегральный стиль мышления, мобильность деятельности и способность к диалогу как свидетельству адекватности человека общим законам мироздания. Одним из неоспоримых фактов при этом стала необходимость закрепления ведущей роли и ответственности в решении проблем социальной безопасности за студенческой молодёжью как будущей элитой общества. Поэтому актуальным на социально-педагогическом уровне становится необходимость усиления внимания вопросам формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности.

В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» практически не решается вопрос о формировании у студентов толерантного сознания; кроме того, недостаточно работ научно-методического уровня, направленных на формирование у студенческой молодежи толерантного сознания с тем, чтобы готовить будущих специалистов к сохранению мира в обществе, обеспечению социальной безопасности населения.

Таким образом, данная проблема почти не исследовалась, а ее актуальность, недостаточная разработанность и очевидная потребность решения обусловили выбор темы исследования, направленный на изучение организационно-педагогических условий формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности общества.

Цель работы состоит в выявлении организационно-педагогических условий формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности общества.

Объектом исследования образовательный процесс высшего учебного заведения в области безопасности жизнедеятельности.

Предметом исследования являются организационно-педагогические условия формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности.

Гипотеза исследования.

1. Мы предполагаем, что модель формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности, отражающая внутренний и внешний блоки работы со студентами в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовит студенческую молодежь к самоорганизации профессиональной и социальной деятельности, что по всей вероятности, исключит возникновение социальной опасности и создаст благоприятные условия жизнедеятельности людей в социуме.

2. Реализация студентами знаний и опыта, приобретаемых в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности как толерантного взаимодействия с людьми, обществом и с самим собой на основе принципов гуманности, интернационализма, терпимости, рефлексии.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

- изучить осмысление проблемы формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности;

- изучить модель формирования толерантного сознания у студенческой молодежи как основы социальной безопасности;

- изучить организационно-педагогические условия формирования у студенческой молодежи толерантного сознания;

- определить цели и задачи опытно-поисковой работы;

- определить методику реализации организационно-педагогических условий эффективного формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности;

- проанализировать результаты опытно-поисковой работы;

Теоретико-методологической основой исследования являются: методология личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Г.Н. Сериков и др.); методология синергетического подхода (Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев и др.); методология аксиологического подхода (А.Л. Андреев, А.С. Белкин, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова, А.В. Хуторской и др.); психологическая теория личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория и практика безопасности жизнедеятельности (Э.А. Арустамов, В.Н. Волошин, Л.В. Власов, И.В. Микишев, Л.А. Михайлов, А.Д. Федорченко и др.).

Методы исследования. В работе использовались теоретические методы (сравнительно-исторический анализ, теоретико-методологический анализ, системный анализ) и эмпирические методы исследования (изучение и обобщение эффективного опыта и массовой практики подготовки молодежи к безопасности жизнедеятельности, анкетирование, статистические методы обработки данных).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важность процесса формирования толерантности определяется тем, что «взаимопонимание» выступает в качестве социальной и личностной ценности, поскольку позволяет обеспечить необходимое для поддержания и развития жизни общества «взаимодействие» между его членами. Отсутствие взаимопонимания ведет к невозможности взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к разрушению целостности общественных связей и, как следствие, к саморазрушению личности. Наличие взаимодействия, основанного на взаимопонимании, способствует выработке у индивида чувства безопасности, уверенности в собственных действиях, и как следствие, развитию ценностных установок личности.

В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним.

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путём диалогичного общения, что требует от всех участников коммуникативного процесса высокого уровня культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в том числе, и на иностранном языке.

Необходимо формировать у студентов навыки межкультурной компетенции и этнической толерантности: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан российской федерации как внутри государства, так и за его пределами.

Изучение проблемы этнической толерантности позволило выявить противоречия между:

- потребностями социума в формировании этнической толерантности молодежи как основы его устойчивого развития и существующей в современном обществе межэтнической напряженностью;

- объективной потребностью обретения нового уровня этнической толерантности студенческой молодежью и недостаточной разработанностью социально-культурных условий формирования личности молодого человека как носителя этнической толерантности в процессе межкультурного общения;

- имеющимися отдельными эмпирическими разработками в области формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения и недостаточным теоретическим их обоснованием.

Совокупность указанных противоречий позволила сформулировать проблему: каковы социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения.

Нами выявлены социально-культурные условия, обеспечивающие эффективность формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения: осуществление межкультурного общения происходит в гуманистической атмосфере взаимодействия; построение воспитательного процесса на основе модельного представления;

- методическое обеспечение педагогического процесса, в частности, педагогической программой формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения, а также критериальным аппаратом, позволяющим оценить эффективность педагогической работы;

- использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному поведению;

- обеспечение подготовки педагогов к осуществлению деятельности по формированию этнической толерантности.

 


 

Список использованной литературы

 

  1. Абакумова, И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопросы психологии. 2003. - 3. - С. 78-82.
  2. Абдулкаримов, Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г. Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. 2002. - 2. - С. 49-54.
  3. Анциферова, Н. Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития : автореф. дис. + канд. социол. наук : 22.02.08 / Н. Г. Анциферова. М., 2007. - 25 с.
  4. Асмолов, А. Г. Мы обречены на толерантность / А. Г. Асмолов // Семья и школа. 2001. - 11-12. - С. 32-35.
  5. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия "толерантность" / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, JL А. Шайгерова // Век толерантности : науч.-публицист. вестник. 2001. - 1-2. - С. 8-18.
  6. Байбаков, А. М. Введение в педагогику толерантности : учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / А. М. Байбаков ; ред. Н. М. Бо-рытко. Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2002. - 12 с. - ISBN 5-7087-0125-0.
  7. Бахарева, Н. В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей / Н. В. Бахарева // Социальная психология / ред. Е. С. Кузьмин, В. Е.Семенов. Л. : ЛГУ, 1977. - С. 219-226.
  8. Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Без-люлева, Г. М. Шеламова. М. : Вербум-М, 2003. - 166 с. : ил. - (Психология для педагога). - ISBN 5-8391-0109-5.
  9. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону : Булат, 2000. - 351 с. - (Педагогика нового времени). - ISBN 5-86340-090-0.
  10. Бондырева, С. К. Толерантность: введение в проблему : учеб.-метод. пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 239 с. : табл. - ISBN 5-89502-516-1.

 


Количество страниц: 59
Стоимость: 3000 руб.
Винни-Пух