Готовые работы »  Дипломные работы »  социальная работа (9)

диплом Государственные праздники как способ гражданско-патриотического воспитания молодежи (на примере Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска)

Предмет: социальная работа
 
25-12-2015, 17:04
Содержание работы:
 

Тема: Государственные праздники как способ гражданско-патриотического воспитания  молодежи (на примере Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1 Гражданско-патриотическое воспитание в системе государственной молодежной политики  9

1.1.    Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания молодежи. 9

1.2.    Способы гражданско-патриотического воспитания молодежи. 21

1.3 Роль государственных праздников в гражданско - патриотического воспитания молодежи. 30

Глава 2 Государственные праздники в деятельности учреждения по делам молодежи по гражданско-патриотическому  воспитанию (на примере Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска) 33

2.1. Структура и задачи Управления по делам молодежи Администрации г.Ижевска 33

2.2. Практика работы Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска по гражданско-патриотическому воспитанию. 40

2.3. Разработка проекта - продвижение государственных праздников 47

Заключение 51

Список использованной литературы. 53

 

 


 

Введение

 

Чувство гражданской ответственности и патриотизма важнейшие факторы всех сфер развития общества и государства.  В современной России одной из главных задач, является воспитание гражданственности и патриотизма.  Это многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты. Поэтому решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у молодого поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим, приоритетным направлением и составной частью воспитательного процесса должно стать патриотическое воспитание молодежи. Всё это обуславливает актуальность гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в современной жизни человека и всего общества.

В РФ представители государственной власти, научной общественности, а также педагоги-практики проделывают огромную работу для развития патриотического сознания у современной молодежи, используя для этого различные научно-теоретические, практические подходы и методы.

Важную роль в этом играют  государственные праздники. Являясь частью общей культуры социума, государственные праздники содержат в себе определённый воспитательный потенциал, способствуя «трансформации мышления и воображения, росту компетентности личности»[].  Россия, как и любое другое государство,  располагает системой государственных праздников.  Но в сложном  историческом переходе нашей страны на рыночные отношения система  претерпела изменения, что привело ко многим проблемам в воспитании  молодежи посредством государственных праздников.  Отсутствие у нашего общества общенациональной идеи во многом  определило слабое влияние государственного праздника на социально- культурное воспитание молодежи. Указанные проблемы, являющиеся актуальными для современной России, для органов государственной власти, а также для учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию, обусловили актуальность темы данного исследования: Государственные праздники как способ гражданско-патриотического воспитания молодежи (на примере Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска).

Патриотизм, гражданственность российских граждан является одной из важнейших ценностей духовно-нравственного единства общества, фактором обеспечения стабильного и устойчивого социального развития. Но какой смысл несут эти определения?

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству[].

«Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой [6].

Государственный праздник – это праздник, установленный в ознаменование события, имеющего особое историческое либо общественно-политическое значение, оказавшего существенное влияние на развитие государства и общества. В современной России перечень государственных праздников закреплен в ст. 112 Трудового Кодекса РФ (Новый год и Новогодние каникулы, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России и День народного единства) [9].

Объект исследования – способы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Предмет исследования – государственные праздники как способ гражданско-патриотического воспитания.

Цель дипломной работы: изучить государственные праздники как способ гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Задачи дипломной работы:

  1. определить цели и задачи гражданско-патриотического  воспитания молодежи;
  2. изучить способы гражданско-патриотического воспитания молодежи
  3. выявить роль государственных праздников в формировании гражданственности и патриотизма.
  4. проанализировать деятельности Управления по делам молодежи г. Ижевска в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи;
  5. провести социологическое исследование представлений современной молодежи о роли государственных праздников в воспитании гражданственности и патриотизма.
  6. разработать проект по продвижению государственных праздников.

Для достижения данной цели использовались методы анализа, синтеза, обобщения, опроса, интервью. Данные методы позволяют рассматривать различные направления патриотического воспитания последовательно. При рассмотрении проблем гражданственности и патриотизма молодежи рассмотрены результаты социологического исследования, проведенных социальными научными центрами (ВЦИОМ, Левада-центр), результаты социологического исследования проведенного в УДГу,  а также результаты опроса, проведенного на базе Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска.

В последние годы появилось огромное количество работ, в которых затрагивались вопросы  патриотического воспитания молодежи в современной России в различных аспектах и направлениях.

В работе С.Ю. Наумова и Н.Я. Чернышкиной большое внимание уделено основным направлениям гражданского и патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Огромную роль в патриотическом воспитании, по их мнению,  играет  культивирование высших идей, связанных с защитой Родины и общественными ценностями.

Работы А. Н. Малинкина, Н. О. Ильичева, В. Зорькина, Т.В.Беспалова, Г.В.Здерева,  посвящены понятию патриотизма, его сущности, функциям. Авторами исследуются теоретико-методологические основы, факторы, влияющие на формирование патриотизма в различных социально-экономических и социально-политических условиях.

В работах исследователей С.Ю. Ивановой и В.И. Лутовинова,  патриотизм рассматривается как эмоциональное состояние человека, раскрываются научные, исторические основы российского патриотизма, а также его развитие на современном этапе.

 С.Е. Вершинин, Н.Г. Петрова, акцентируют субъект - объектную трактовку феномена патриотизма, и характеризуют его как взаимоотношение различных социальных субъектов и государства, выделяя «малую» и «большую Родину»; «государственный патриотизм», «российский патриотизм» и «местный (региональный) патриотизм».

Многие исследования и научные труды высвечивают отдельные аспекты гражданского и патриотического воспитания (мировоззренческие, нравственные, гуманистические): А.Х. Аргынов, Р.А. Жумаканова, К.К. Пралиев.

Общие закономерности становления государственных праздников, а также особенности современной российской идентичности рассматриваются в коллективной  монографии И.С. Семененко, Л.А. Фадеевой, В.И. Пантина, О.Ю. Малиновой и др. Отдельные аспекты формирования национальной идентичности в символическом пространстве раскрыты в статьях В.В. Титова.

Эмпирическую базу исследования составили:

 - конституция Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, в том числе указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
- материалы парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания и Государственной Думе Федерального Собрания РФ о ходе выполнения государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», а также нормативно-правовые акты Федерального и регионального уровней;

- интернет-ресурсы, официальные сайты Правительства РФ и Правительства Москвы, отражающие состояние патриотического воспитания в России; материалы социологических исследований и материалы периодической печати.

Таким образом, большое число научных исследований по  патриотическому воспитанию современной молодежи не исчерпала себя и требует дальнейшего научного осмысления. Такие вопросы как, особенности отношения к патриотизму и степень его актуализации у различных социальных групп (особенно у молодежи) исследованы еще  недостаточно.

Практическая значимость  исследования состоит в разработке  проекта для осуществления гражданско-патриотического воспитания  через государственные праздники  на базе Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска. А также результаты могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем патриотизма и молодежной политики как одного из направлений государственной политики в современной России, а также в практике реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Дипломная работа  состоит из введения, двух  глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования, дается обзор использованной литературы и определение основных категорий, а также раскрывается структура дипломной работы.

В первой главе раскрывается роль гражданско-патриотического воспитания  в системе государственной молодежной политики.

Во второй главе рассматривается структура Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска, представлен анализ исследования – преставления современной молодежи о роли государственных праздников в воспитании гражданственности и патриотизма.

В заключении подводятся итоги исследования, и формулируется ряд практических рекомендаций.  В приложении представлены результаты проведенного социологического исследования, а также проект по продвижению государственных праздников.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотическое воспитание — это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Ничто так не сплочает людей как праздники, поэтому система государственных праздников очень хорошо действует на воспитание гражданско-патриотических чувств.

результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что значительная часть современной студенческой молодёжи неравнодушна к государственным праздникам и воспринимает их как неотъемлемую составную часть жизни общества и государства, способствующую связи и преемственности поколений, сохранению культурных традиций и духовных ценностей, консолидации и единству общества. Вместе с тем, немалая часть современного студенчества, к сожалению, не имеет представления о смысле государственных праздников, не задумывается об их значении в жизни общества, государства и личности, демонстрирует к ним откровенно бытовое и потребительское отношение. Это свидетельствует о необходимости развития, углубления и совершенствования деятельности государственных и общественных институтов и организаций в направлении продвижения и популяризации государственных праздников как важного средства формирования гражданского самосознания молодого поколения.

 

 


 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // КонсультантПлюс
  2. Ахвледиани Н. Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России : автореф. Дис. канд. полит. наук. – Москва, 2010.
  3. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов / А.А. Аронов. - М.: Просвещение, 2009. - 175с.
  4. Афанасьев В.Г. О национальном характере воспитания и образования В.Г. Афанасьев // Краеведение и патриотическое воспитание в школах Смоленщины: опыт, проблемы, перспективы. - Смоленск, 2007. - С.8.
  5. Березена, В.А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях / В.А. Березина // Воспиттание школьников. - 2012. - № 7. - С. 2 - 6.
  6. Быков, А.К.Проблемы патриотического воспитания /А.К.Быков// Педагогика.-2010.-№2.-С.37-43.
  7. Валиулина, И.В. Патриотизм - Духовность - Нравственность/ И.В. Валиулина// Библиотечное дело 21 век.-2011.-№1.-С.212-218.
  8. Важные праздники // Левада-Центр. – М., 2014. – 20 февраля. – Режим доступа: http://www.levada.ru/20-02-2014/vazhnye-prazdniki (Дата обращения: 24.06.2014.)
  9. Варющенко В.И. Гражданское образование учащихся - составная часть системы нравственного воспитания // проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года.2008 - 81с.
Варющенко В.И. Гражданское образование учащихся - составная часть системы нравственного воспитания // проблемы нравственного 

 


Количество страниц: 60
Стоимость: 3000 руб.
Винни-Пух